30 октября — День памяти жертв политических репрессий. Сегодня не праздник, не торжество, а день, когда мы должны сосредоточенно вглядеться в себя. Потому что за свои убеждения и веру миряне и священники гибли в XX веке не где-то, а в нашей родной стране. Мы должны не просто сострадать жертвам политического произвола, но понимать, что зло, которое пришло через их палачей, может вернуться в мир — если наши сердца не будут чисты. Если мы не хотим повторения трагедии новомучеников, давайте обратим взгляды на самих себя. И вспомним историю.
Репрессии против православной церкви и её служителей проводились с первых месяцев существования советской власти. Первая волна прошла сразу после подавления Ярославского июльского восстания 1918 года. В дни восстания на колокольнях многих церквей восставшие устанавливали пулемёты для обороны города. Это уже становилось основанием для репрессий против священников. Некоторые были убиты сразу после захвата города красными частями.
В начале 1920-х годов арестовывали священников, препятствовавших разграблению храмов под предлогом «помощи голодающим». Потом репрессии обрушились на тех, кто противился обновленческому расколу, поддержанному ОГПУ.
В 1920-е — начале 1930-х годов в качестве основной репрессивной меры против священнослужителей была ссылка в необжитые районы Севера, Сибири и Казахстана. Тех, кто выжил в трудных условиях (а устроиться на работу сосланному священнику было практически невозможно), в 1937—1938 годах, когда началась новая волна репрессий, самая бессмысленная и жестокая, забирали повторно. «Следствие» продолжалось не долго и обычно заканчивалось расстрельным приговором.
Убивать и сажать в лагеря священников советская власть перестала только в годы Великой Отечественной войны. Впрочем, к тому времени в живых их осталось совсем немного.
Характерно, что большинство репрессированных священников не были реабилитированы в первую волну реабилитации — во второй половине 1950-х годов. Партийная власть, даже осудив культ личности Сталина и массовые политические репрессии, продолжала считать священнослужителей своими врагами. Основная часть безвинно убитых и отправленных в лагеря священников были реабилитированы только в годы перестройки — в конце 1980-х годов.
Благодарим за предоставленный материал Бреусову Елену Ивановну.