С клеймом «враг народа»
30 октября - День памяти жертв политических репрессий.
Вся трагедия политики «раскулачивания» 1930-х годов разворачивается при изучении фонда Комиссии по раскулачиванию Исполнительного комитета Пугачёвского районного Совета рабочих крестьянских и красноармейских депутатов. Искалеченные судьбы, разрушенные семьи, выселение из родного дома – всё это прослеживается на каждой странице документов. Фонд поступил в филиал областного государственного архива Саратовской области в городе Пугачёве в 1936 году и стой поры является одним из ярких документальных отражений эпохи.
До начала 90-х годов он был засекречен и доступен для работы лишь узкому кругу сотрудников архива. Однако после указа Президента СССР от 13 августа 1990-го года о фактическом признании вины государства перед гражданами, репрессированными в 1920-1950 годы, фонд комиссии по раскулачиванию филиала областного государственного архива в городе Пугачёве был рассекречен. Репрессии в отношении крестьян в период коллективизации, а также в отношении всех других граждан по политическим, социальным, религиозным мотивам признаны незаконными. Граждане, подвергшиеся репрессиям, были восстановлены в правах. В это время документы вызывали особый интерес – граждане восстанавливали честное имя своих близких, порой получали денежные компенсации.
Раскулачивание началось задолго до 30-х годов прошлого века. Состоятельные и зажиточные крестьяне были лишены части земли и имущества еще в 1918-1923 годах.
Но к началу 30-х, в период новой экономической политики (НЭПа), появилось новое кулачество. Большую часть его составили бывшие середняки и бедняки, сумевшие выбиться из нищеты. У них появлялось имущество: скот, земля, трудовой инвентарь, мельницы. Зажиточные крестьяне не спешили отдавать государству выращенную пшеницу, продавать по госцене излишки урожая. Курс на коллективизацию села вызвал недовольство и у тех, кто не желал отдавать своё, и у тех, кто был «гол, как сокол» и желал так называемого «равенства».
Список кулаков имелся в каждом селе. Вообще главной проблемой раскулачивания был уровень сознательности органов власти. Порой под волну раскулачивания попадали неугодные люди. Имел место случай, произошедшие в 30-е годы, когда женщина написала донос на свою соседку, у которой имелось пальто с меховым воротником. Владелицу пальто раскулачили вместе со всей семьей и выслали из села.
В волну всеобщего атеизма служители церкви также подвергались этому процессу. В фонде комиссии по раскулачиванию имеется личное дело церковной старосты села Старая Порубёжка Прасковьи Александровны Архангельской. Вот документальные материалы из личного дела:
Выписка из протокола №6 Заседания Президиума Пугачёвского райисполкома от 30 марта 1935 года.
«О лишении избирательных прав Архангельской Прасковьи Александровны с. Старая Порубёжка, как церковного старосты. На основании инструкции Архангельскую П. А., как лицо, выполняющее по выбору религиозной общины административное обслуживание культовых обрядов, из списка граждан, имеющих право голоса, исключить».
Нужно отметить, что лишение права избирательного голоса было суровй мерой. «Лишенцы» оказывались за чертой социума, лишались работы, подвергались выселению и являлись классовыми врагами государства. В списки «лишенцев» включали и членов семьи.
Личное дело жителя села Подшибаловка Андрея Лаврентьевича Антонова в полной мере показывает участь раскулаченных.
«Протокол пленума Подшибаловского сельского совета от 25 июня 1932 года…. постановили считать следующих граждан…. Антонова Андрея Лаврентьевича.
«Справка. До революции имел собственную бакалейную лавку с оборотом 5 тысяч рублей, арендованной земли от 50 десятин, применял постоянно наёмный труд. С 1917 по 1921 годы имел торговую лавку в городе Пугачёве, два дома стоимостью 7 тысяч рублей. С 1921 по 1922 год имел 4 лошади, 2 коровы, мелкого скота до 15 голов, посевы сеял до 12 га. Подтверждают имеющуюся собственность Антонова и протоколы допросов односельчан, которые доказывают наличие этой самой собственности.
Естественно, что владелец лавки был раскулачен. Дальнейшая судьба его неизвестна.
И. Мнекина, главный архивист филиала областного государственного архива в городе Пугачёве (материалы газеты «Новое Заволжье» от 2019 года, 17 апреля)
ПРОкрай. Пугачёв